По материалам:
https://www.anews.com/p/103168280-rzhd-poluchili-pervyj-vagon-obnovlennogo-plackarta-chto-izmenilos/

29 декабря РЖД получили первый вагон инновационного плацкарта. Теперь ему предстоит обкатка и сертификация, после чего он примет пассажиров. По сравнению с макетом поменялось мало что. Например, появилась сеточка для вещей.

Макет вагона был представлен полтора месяца назад и наделал много шума. Судя по опубликованным фотографиям, производитель учел некоторые недоработки, на который указывали блогеры и СМИ.

На прошедшей в ноябре «Транспортной неделе» в Москве был сооружен макет плацкартного вагона нового образца. Вернее, не всего вагона, а двух его спальных отсеков. Вагон существенно отличается от тех, что курсируют по железным дорогам сегодня, поэтому вызвал ажиотаж. В РЖД сперва представляли вагон, как новый, но позже выяснилось, что это проект реновации тамбовского завода «Вагонреммаш» – там будут вынимать «начинку» из старых плацкартов и ставить новую.

«Делать из плацкартов «конфетку» будут во время планового капремонта. Он положен вагону после 28 лет эксплуатации, и сейчас цеха завода в Тамбове забиты плацкартными вагонами, выпущенными в 1994-1995-х годах, – пишет«Российская газета». – Пришедший на завод подвижной состав полностью разбирают. Интерьер идет в утиль. Окна тоже выбрасывают. Пустую стальную коробку кузова проверяют толщинометром. Особенно губительны для железа поездки к морю.

Ржавые куски обшивки вырезают, на их место приваривают новые. Залатанный вагон красят в три слоя».

Что меняется?

Стал длиннее и столик в купе. У каждого места появилось индивидуальное освещение и шторка. Для пассажиров верхних полок сделали столик, убрали железную дугу, которая предотвращает падение сверху, вместо него сделали стильный бортик. Этого не было показано, но из презентации следовало, что вместо титана (бак для нагрева воды в вагонах старого образца) теперь будет установлен кулер с одноразовыми стаканчиками, а туалеты оборудуют пеленальными столиками и гигиеническими душами.

Основными отличиями было то, что лежачие места превратились в удобные для сидения диваны, усовершенствовали лестницу, при помощи которой пассажиры будут забираться на вторую полку. Она же станет заграждением для ног. Теперь пассажиру будет тяжелее выставить ноги в проход.

Основные претензии, которые предъявлялись к новому вагону – это отсутствие места для хранения вещей (сеточки, полки, перекладины). Нет в вагоне и рундука (закрытый отсек для вещей под нижней полкой). Также высказывались сомнения, что усеченной третьей полки будет хватать для вещей, что столик для верхний пассажиров будет безопасен (сверху легко пролить кипяток на головы едущих внизу пассажиров), а также что шторки выдержат множественные открытия-закрытия пассажирами.

Пассажиру остается довольствоваться одним крючком. При этом он расположен так, что длинная зимняя одежда обязательно будет мешать пассажиру сидеть и лежать.

Еще в изголовье полки сделали «бардачок» для вещей. Туда можно положить документы или телефон на время зарядки. Место укромное, наверное, многие будут забывать там вещи. Кроме того, вероятнее всего, там будет скапливаться всякий мусор.

Еще одно нововведение – существенно обрезали третью полку. Теперь лежать наверху станет комфортнее, а при определенной сноровке можно будет и посидеть. Но крупные вещи туда уже не положишь.

То, что все называют плюсами – кулер вместо титана, занавески и столик для пассажиров верхних полок, при более детальном разборе может оказаться минусами.

Титан устроен таким образом, что в стакан пассажира не может попасть некипяченая вода. Какой водой ни заправь вагон, ею никто не отравится. И еще она никогда не кончится, потому что в титан вода поступает из общего вагонного водопровода. Кулер воду не кипятит, а лишь нагревает (остужает). Снабдят ли поезда достаточным количеством хорошо очищенной питьевой воды и будет ли справляться аппарат с тем, чтобы напоить 54 человека за рейс?

Занавески вызывают не меньше вопросов. Они выполнены достаточно непросто. После нескольких рейсов карнизы сломаются, а сами шторы потемнеют. Будет ли у проводников возможности ремонта? Предусмотрена ли замена шторок и их стирка?


Что касается столиков возле вторых полок, то есть опасность, что пассажиры будут ронять вещи вниз. Столики расположены в районе изголовья. И опрокинутый случайно стакан с кипятком явно не обрадует нижних пассажиров. Кроме того, падение вещей может произойти при торможении или во время поворота поезда.

Масла в огонь подлило и заявление одного из дизайнеров новых вагонов Дмитрия Назарова о том, что он никогда не ездил в плацкарте.

«Плацкарта как-то меня миновала — за исключением нескольких школьных экскурсий. Поэтому проектирование для меня было вдвойне сложной задачей — мне надо было еще окунуться в этот мир, прочувствовать его», – говорил дизайнер в интервью «Медузе».

Сетку для вещей вернули

И вот 29 декабря представители РЖД – замгендиректора по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов и генеральный директор АО «ФПК» Петр Иванов – приняли на Тамбовском вагоноремонтном заводе первый обновленный плацкарт, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на компанию.

В ближайшее время вагон будет проходить сертификацию, после чего начнутся его тестовые испытания. Анонсированное ранее на конец декабря начало эксплуатации вагона откладывается.

Из опубликованных фотографий в паблике РИА Общество следует, что как минимум к одному пожеланию в РЖД прислушались и вернули сеточку для вещей.

Что думают будущие пассажиры?

Новые вагоны явно недоработаны и требуют серьезного усовершенствования, прежде чем выйдут на линию, считают читатели блога «1520».

«Пусть вернут рундуки, полочки для мелких вещей и полотенец и кипяток обязательно, как же в поезде без горячего чая. А с верхней одеждой вообще вопрос не продуман, ведь ее тоже могут «увести» пока вы спите, долго ли с крючка ее снять, тут никакая видеокамера не поможет. У меня соседка по купе, которая ночью выходила на своей станции, прихватила мою осеннюю новую обувь», – пишет одна из читательниц.

«Пусть умники, которые это проектировали подскажут, куда надо будет повесить шубу, положить шапку, шарф, обувь зимнюю. Когда едем зимой на нас всех надето много одежды и куда ее складывать? Или в ней спать ложиться и шубой укрываться?», – продолжает другая подписчица.

«Стол-полка на верхнем уровне?!… Многоточием обозначил длинную тираду мата! Это кому в голову такое въехало!? Одно неосторожное движение и на нижние полки прольется душ из кипятка! А там голова пассажира, где, как известно находятся глаза!!! И форма стола не поможет, и есть люди неуклюжие по своей природе! И что?» – добавил еще один читатель.

В РЖД обещают, что в 2025 году все плацкартные вагоны старого образца будут выведены из эксплуатации. Это не значит, что их место займут только вагоны, модернизированные в Тамбове. В последние годы в РЖД активно закупали новые плацкарты Тверского завода. Их эксплуатация будет продолжена.